
Когда его взяли в плен, он был уже без сознания. Форма висела на живом скелете грязными лохмотьями. Но в лагере военнопленных его выходили – хотели обменять повыгоднее. Знали, кто он.
Вот описание доктора Вороновича, лечившего героя в госпитале военнопленных:

Пётр Гаврилов – последний защитник Брестской крепости и первый человек в гарнизоне, который 22 июня 1941 года понял, что началась война. Он её предвидел.
Услышав первые взрывы на рассвете 22 июня, майор сразу понял: началась война. Он попрощался с женой и сыном, велел им идти в подвал. Стал собирать своих бойцов, чтобы вести их из крепости на рубеж обороны. Но у главного выхода уже шёл бой. К 9 утра немцы взяли крепость в кольцо.
Гаврилов возглавил сопротивление в Восточном форте – 20 командиров и 300 солдат. Несколько дней эти 320 человек тормозили продвижение фашистской армии, пока на форт не сбросили бомбу. Последние защитники пали в рукопашном бою... Гаврилов успел уйти – и сражался с врагом ещё почти месяц. В плен он попал только на 32-й день войны, когда с Брестской крепостью было уже покончено.
Без связи и почти без патронов, без еды и воды Гаврилов и его бойцы вырывали у фашистов день за днём. Именно такими солдатами – погибавшими, но не сдающимися – был перечёркнут блицкриг.
Начальство гарнизона считало его неудобным командиром. Дотошный, въедливый, он не давал спуска ни себе, ни другим. В беседах с бойцами комполка не раз говорил, что война не за горами, Гитлеру ничего не стоит разорвать мирный договор с СССР. Гаврилова обвинили в распространении тревожных настроений.

А 21 июня 1941 года Гаврилова, открыто говорившего, что Германия вот-вот нападёт, обвинили в распространении тревожных настроений. На 27 июня назначили партсобрание и разбор его «дела». Но завтра – была война…
Пётр Гаврилов потерял в крепости семью, прошёл несколько концлагерей. За это был исключён из партии и лишен званий, служил в Сибири начальником лагеря. В 1955 году на радио вышел цикл передач «В поисках героев Брестской крепости». Их автор С. Смирнов издал книгу, в которой рассказал о подвиге командира Восточного форта. После этого Гаврилова восстановили в партии, он получил Золотую звезду Героя. В это же время он узнал, что его семья, считавшаяся погибшей в крепости, жива! Сын уже в армии, жена – в доме инвалидов, парализована. Тогда Гаврилов и его вторая супруга забрали женщину к себе и ухаживали за ней до самой смерти…

Пётр Гаврилов родился в Татарии, в деревне Альвидино. Вырос без отца. Их семья – мама Александра Ефимовна, брат Сергей жили в полуземлянке. Матери приходилось заниматься подённой работой, стирать чужое бельё. В 8 лет Петра отдали в школу. Но он закончил всего 4 класса – надо было кормить семью. В 14 лет Пётр уехал в Казань.
Был дворником, грузчиком, рабочим. В Гражданскую войну ушёл добровольцем в Красную армию. И почувствовал тягу к военной профессии. После Гражданской поступил на командирские курсы, служил на Северном Кавказе. Окончил Военную академию, женился. Детей у них с женой не было, они усыновили мальчика-сироту. За несколько месяцев до начала войны Гаврилова перевели в Брестскую крепость.
После войны Пётр Михайлович вернулся в Татарию. В родной деревне его встретили настороженно. Шла уборка урожая, но бывшего пленного на работу не взяли. Боялись доверить технику, лошадей, кидали вслед картошкой… Гаврилов сильно переживал, старался наладить отношения с односельчанами. Но безуспешно. В поисках работы отправился в райцентр, устроился на гончарную фабрику. Потом женился, считая свою жену погибшей и уехал в Краснодар.
Пётр Михайлович завещал похоронить себя на гарнизонном кладбище Брестской крепости. Его родственников в Альвидино сегодня не осталось. Известно, что его приёмный сын жив, есть внук, но связей с родиной своего отца и деда они не поддерживают.

В Казани есть улица Гаврилова, но многие казанцы не знают, кто он такой. 115-летие героя прошло незаметно. Эту дату отметили в деревне Альвидино Пестречинского района, где Гаврилов родился и жил до 14 лет. 5 лет назад там был открыт его музей.
В Краснодаре есть улица Гаврилова, в центре города. На ней стоит дом, в котором проживал герой.
